Ту-95 «Медведь»

Ту-95 «Медведь» — советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец
11 июля 1951 года вышло постановление правительства СССР, поручавшее ОКБ А.Н.Туполева и В.М.Мясищева создать стратегические бомбардировщики, способные нести ядерное орудие. ОКБ А.Н.Туполева, проведя огромный объём научно-исследовательских работ, пришло к выводу, что для самолёта большой дальности больше подходит турбовинтовой двигатель.

Уже в сентябре 1951 года было готово два варианта эскизных проектов самолёта «95″: с 4 двигателями 2-ТВ-2Ф (спаренными ТВ-2Ф по 6250 л.с.) и с 4 ТВ-12 (12000 л.с.) (оба конструкции Н.Д.Кузнецова), а 31 октября госкомиссией был утверждён полноразмерный макет. Ведущим конструктором машины был назначен Н.И.Базенков. Первый опытный «95-1″ с двигателями 2-ТВ-2Ф был построен на заводе №156 в 1952 году. 12 ноября 1952 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем А.Д.Перелётом впервые поднял его в небо. В 1954 году был готов второй прототип «92-2″ (уже с двигателями ТВ-12). 16 февраля 1955 года «95-2″ совершил первый полёт (лётчик-испытатель М.А.Нюхтиков).

В 1955 году начинается серийное производство Ту-95 (ранее предполагалось назвать самолёт Ту-20, но все чертежи уже были выпущены с индексом «95″, поэтому его решили сохранить) на авиазаводе №18 в Куйбышеве. Заводские испытания продолжались до января 1956 года, а 31 мая самолёт был предъявлен на Государственные испытания. В августе 1956 года новый бомбардировщик был впервые продемонстрирован на воздушном параде в честь Дня авиации. В 1957 году на самолёте были установлены более мощные двигатели НК-12М и под обозначением Ту-95М самолёт принимается на вооружение Советской Армии. Первой Ту-95 получила только что сформированная 106 тбад под командованием дважды Героя Советского Союза А.И.Молодчего.

Ту-95 представляет собой среднеплан со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд) большого удлинения (8,8). 4 ТВД ТВ-12 (НК-12) расположены на крыле в далеко выступающих вперёд мотогондолах. Двигатели снабжены соосными четырёхлопастными винтами противоположного вращения АВ-60 (диаметр — 5,6 м), разработанными в ОКБ К.И.Жданова. Планер изготовлен из специально разработанного алюминиевого сплава В-95. Длинный и относительно тонкий фюзеляж (диаметр — 2,9 м) придаёт машине стремительный облик. Герметичный и термостабилизированный бомбовый отсек расположен в центре масс самолёта (при сбросе бомб центровка не изменяется). Крыло снабжено трёхсекционными элеронами и двухсекционными закрылками. Крыло и оперение оборудовано антиоблединительной системой. Шасси трёхопорное с передней стойкой. Основные стойки убираются в обтекатели, являющиеся продолжением мотогондол. В хвостовой части фюзеляжа имеется предохранительная пята. С 1961 года на самолёт устанавливается система дозаправки топливом в полёте методом «шланг-конус». Экипаж размещается в двух герметичных кабинах. Кабины (кроме Ту-95МС) соединены тоннелем с тележкой, на которой могут перемещаться члены экипажа (при этом требуется разгерметизация). На борту самолёта имеется камбуз с плитой и химический туалет. Для покидания самолёта в воздухе используется транспортёр с подвижной лентой, выбрасывающий членов экипажа через люк в нишу передней стойки шасси. Оборонительное вооружение состоит из трёх спаренных установок с 23-мм пушками АМ-23.

До появления баллистических ракет Ту-95 был единственным стратегическим средством доставки ядерного оружия. Существовало множество модификаций самолёта, отличавшихся составом оборудования и вооружением. Чисто бомбардировочные модификации (Ту-95, Ту-95М) выпускались до 1959 года. Все последующие были носителями ракетного оружия. Серийное производство Ту-95МС продолжалось до 1992 года. На основе Ту-95 в конце 50-х годов был создан дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-114, долгое время бывший флагманом Аэрофлота. Ту-95 применялся в качестве носителей различных летательных аппаратов и летающих лабораторий (высота стоек шасси позволяет подвесить под фюзеляжем любой двигатель и даже фюзеляж небольшого самолёта). В 1989 году на серийных Ту-95МС установлено 60 мировых рекордов скорости и высоты полёта с грузом. В мае 1990 года установлено ещё 3 рекорда скороподъёмности и высоты горизонтального полёта.

В общей сложности изготовлен 261 самолёт. За границу Ту-95 не поставлялся. В настоящее время в России в строю находится несколько десятков Ту-95К-22 и Ту-95МС. 18 самолётов досталось Украине (находились на консервации в Узине). В 1999 году 3 Ту-95МС в счёт долга за энергоносители были переданы России, остальные утилизируются.

Модификации самолёта:

  • «99″ — самолёт с двигателями ВД-7 или АЛ-7 (проект).
  • Ту-95 (изделие «В», заказ 180) — стратегический бомбардировщик. Выпускался в 1955-1958 годах на заводе №18 в Куйбышеве. Изготовлен 31 самолёт. В 80-х годах большинство переоборудованы в учебные.
  • Ту-95 (заказ 244) — бомбардировщик с дополнительными топливными баками. В 1958 году переоборудован 1 самолёт. Предполагалось оснастить его двигателями НК-20, но из-за недоведённости новых двигателей летал с двигателями НК-12М. В одном из испытательных полётов продержался в воздухе 23 ч. 40 мин.
  • Ту-95А — носитель ядерного оружия. Отличался термостабилизированным бомбоотсеком, противолучевым термозащитным покрытием белого цвета нижней части фюзеляжа, светозащитными шторками в кабинах экипажа и асбестовой обмазкой проводов.
  • Ту-95В (Ту-95-202, заказ 242) — носитель термоядерной бомбы большой мощности. Изготовлен в 1956 году в единственном экземпляре. 30 октября 1961 года с него сброшена 100-мегатонная бомба на полигоне на Новой Земле.
  • Ту-95ДТ — десантно-транспортный (проект). Разрабатывался в 1955 году.
  • Ту-95К (изделие «ВК», заказ 206) — носитель авиационно-ракетного комплекса К-20. Первый полёт 1 января 1956 года. Выпускался в 1958-1962 годах. Изготовлено 48 самолётов.
  • Ту-95К-10 — носитель ракет К-10 (проект). Разрабатывался в 1958 году.
  • Ту-95К-22 (изделие «ВК-22″) — носитель авиационно-ракетного комплекса К-22. Проектирование началось в 1963 году. В феврале 1973 года на Куйбышевском авиазаводе началось переоборудование первого Ту-95КМ. Первый полёт состоялся 30 октября 1975 года. На Куйбышевском авиазаводе переоборудовано 65 самолётов. Принят на вооружение в 1987 году.
  • Ту-95КД (изделие «ВКД») — стратегический ракетоносец. Оснащён системой дозаправки в воздухе. Серийное производство началось в 1962 году. Изготовлено 23 самолёта. Кроме того, переоборудовались ранее выпущенные Ту-95К.
  • Ту-95КМ (изделие «ВКМ») — модернизированный ракетоносец. Отличался составом оборудования. В конце 60-х годов все Ту-95КД были модернизированы по типу Ту-95КМ.
  • Ту-95КУ (изделие «ВКУ») — учебный на базе Ту-95К и Ту-95КД.
  • Ту-95ЛАЛ (заказ 247) — самолёт с ядерной энергоустановкой. Разработка началась в 1955 году. В 1958-1961 годах изготовлен опытный образец (переоборудован из Ту-95М). В мае-августе 1961 года на полигоне в Семиполатинске выполнено 34 полёта.
  • Ту-95ЛЛ — летающая лаборатория. В 1958 году переоборудован второй лётный экземпляр («95-2″). Проводились испытания двигателей НК-6, НК-22, НК-144, НК-144А, НК-144-22. Эксплуатировался до начала 70-х годов.
  • Ту-95М (изделие «ВМ») — модернизированный бомбардировщик. Отличался двигателями НК-12М мощностью 15000 л.с. и увеличенным запасом топлива. Выпускался на авиазаводе №18 в 1957-1959 годах. Изготовлено 19 самолётов. В 80-х годах переоборудованы в учебные.
  • Ту-95М-5 «Волга» (Изделие «ВМ-5″) — носитель ракет КСР-5. В 1976 году на Куйбышевском авиазаводе переоборудован 1 Ту-95М.
  • Ту-95М-55 — опытный для разработки системы вооружения Ту-95МС. Первый полёт состоялся в 1977 году.
  • Ту-95МА — носитель ядерного оружия на базе Ту-95М.
  • Ту-95МР (Ту-95МР-2, изделие «ВР») — разведчик на базе Ту-95М. На самолёте устанавливалась станция радиотехнической разведки и фотооборудование. Разработан в 1962 году. В 60-х годах переоборудовано 4 самолёта. Эксплуатировались до серидины 80-х годов, после чего были переоборудованы в Ту-95У.
  • Ту-95МС («342″, Ту-142МС, изделие «ВП-021″) — носитель крылатых ракет Х-55. Разработан на базе Ту-142М. Отличался двигателями НК-12МП. Оборонительное вооружение состоит из кормовой спаренной установки с 2 пушками ГШ-23. Первый Ту-95МС был переделан из Ту-142МК на Таганрогском авиазаводе в 1979 году. Первый полёт состоялся в сентябре 1979 года. Серийное производство началось в 1981 году на Таганрогском авиазаводе, в 1983 году передано на Куйбышевский авиазавод. Строился в двух вариантах: Ту-95МС-6 с 6 ракетами в грузоотсеке и Ту-95МС-16 с 6 ракетами в грузоотсеке и 10 под крылом (по договору СНВ-2 все самолёты находятся в строю в варианте Ту-95МС-6). В ходе производства неоднократно модернизировался. В 1979-1994 годах изготовлено 88 самолётов. Принят на вооружение в 1983 году.
  • Ту-95МСМ — модернизированный, носитель ракет Х-101.
  • Ту-95Н (Ту-95РС, заказ 236) — самолёт-носитель сверхзвукового бомбардировщика РС. Изготовлен на заводе №18 в 1958 году в одном экземпляре (ныне находится в музее ВВС в Монино).
  • Ту-95ПА — самолёт для испытания опытной крылатой ракеты. Переоборудован в конце 80-х годов.
  • Ту-95ПЛО — самолёт противолодочной обороны (проект). Разрабатывался в конце 50-х годов.
  • Ту-95РЦ (изделие «ВРЦ») — разведчик-целеуказатель. Оборудован комплексом наведения крылатых ракет «Успех-1А». Разработан в 1960-1962 годах, принят на вооружение в 1966 году. В 1963-1969 изготовлено 53 самолёта.
  • Ту-95С — носитель стратегической крылатой ракеты С-30 (проект). Разрабатывался в 1958-1960 годах.
  • Ту-95У — учебный. В начале 80-х годов ранние модификации Ту-95 были переделаны в учебные. Бомбардировочное вооружение и часть оборудования демонтировались, бомболюк зашивался силовыми панелями. Внешне отличались красной полосой на фюзеляже перед стабилизатором. Ту-95У эксплуатировались до начала 90-х годов.
  • Ту-96 («96″, заказ 241) — высотный (рабочий потолок 16000-17000 м). Отличался крылом увеличенной площади и двигателями ТВ-16 (НК-16). В 1956 году построено 2 самолёта, которые использовались как летающие лаборатории.
  • Ту-96 — носитель сверхзвукового бомбардировщика «100″ (проект).
  • Ту-96 — самолёт ДРЛО (проект).
  • Ту-114 («114″, Ту-95П) — межконтинентальный пассажирский самолёт. Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра с салоном на 170-200 пассажиров. Первый полёт 15 ноября 1957 года. В 1957-1965 годах изготовлено 32 самолёта. Эксплуатировался Аэрофлотом до конца 70-х годов.
  • Ту-115 («115″, Ту-114ВТА) — военно-транспортный (проект). Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра.
  • Ту-116 («116″, Ту-114Д) — дипломатический, пассажирский самолёт для специальных перевозок (перевозок государственных деятелей на большие расстояния). Мог брать на борт 24 пассажира с багажом. В 1957 году переоборудовано 2 самолёта Ту-95, которые эксплуатировались до конца 80-х годов (один из них находится в музее гражданской авиации в Ульяновске).
  • Ту-116 — самолёт ДРЛО (проект). Отличался установкой РЛС кругового обзора «Озеро».
  • Ту-118 («118″) — среднемагистральный пассажирский самолёт (проект).
  • Ту-119 («119″) — самолёт с ядерной энергоустановкой (проект). Отличался двигателями НК-14А.
  • Ту-126 — самолёт ДРЛО на базе Ту-114. Изготовлено 9 самолётов.
  • Ту-142 — противолодочный самолёт. Разработан на базе Ту-95РЦ. Выпускается на Таганрогском авиазаводе.

Лётно-технические характеристики

Ту-95 Ту-95М Ту-95К Ту-95МС
Двигатели ТВ-12 НК-12М НК-12МВ НК-12МП
Взлётная мощность, э.л.с. 4х12500 4х15000 4х15000 4х15000
Габариты, м:размах крыла
длина
высота
50,04
46,17
12,98
50,04
46,17
12,98
50,04
48,7
13,3
50,04
49,13
13,2
Площадь крыла, м2 283,7 283,7 289,9 295
Масса, т:пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная
77,48
156
172
108,9
79,6
171
182
135
88
171
185
135
94,4
171
185
135
Запас топлива, т 74 85,5-100 80 75
Масса боевой нагрузки, т 12 12 12 12
Скорость, км/ч:максимальная
крейсерская
взлётная
посадочная
882
720-750
300
270
905
720-750
300
270
880
700-770
300
270
830
710
300
270
Практическая дальность полёта, км 13460 13200 12500 11000
Практический потолок, м 11800 11500 11600 9100
Длина разбега, мпробега, м 2350
1540
2100
1540
2100
1540
2100
1540
Экипаж, чел. 10 8-9 9 7
Пушечное вооружение 6хАМ-23 6хАМ-23 6хАМ-23 2хГШ-23

© 2019 "RUSSAVIA.SU | Все права защищены