Все
20

И-4 «истребитель четвёртый» (АНТ-5). Первый советский цельнометаллический истребитель, построенный из кольчугалюминия. Одноместный подкосный полутораплан. Самолеты строили серийно на заводе № 22 в Филях с середины 1929 года. Состояли на вооружении до 1935 года, и ещё год — в авиашколах. Задолго до того, как российский концерн ОКБ Туполева начал разрабатывать знаменитые советские бомбардировщики времен холодной войны, он попробовал свои силы в проектировании истребителей на биплане И-4 (АНТ-5) 1928 года выпуска. Этот тип стал первым советским цельнометаллическим истребителем и выпускался сотнями в межвоенный период.  Дизайн истребителя приписывается Павлу Сухому. Помимо своей цельнометаллической конструкции, И-4демонстрировал традиционные технические качества, соответствующие периоду. Единственный пилот сидел в открытой кабине за верхним крылом в сборе. Верхний и нижний компоненты были соединены друг с другом V-образными распорками.  Ходовая часть, вращающаяся на двух основных опорах под центром массы, с добавленным салазками под хвостом для движения по грунту. Хвостовое оперение было обычным с одним плавником и низко расположенными горизонтальными плоскостями. Двигатель приводил в движение двухлопастный пропеллер, в центре которого для аэродинамической эффективности располагался вращатель большого диаметра. Предлагаемым вооружением стали 2 пулемета калибра 7,62 мм, синхронизированные для стрельбы через вращающиеся лопасти винта. Позже, во время испытаний, было добавлено положение о размещении ракет вдоль верхнего крыла, что увеличило атакующую способность истребителя. Первый полет (в виде прототипа как "АНТ-5") был зафиксирован в августе 1927 года. Это привело к некоторым изменениям в конструкции, включая новый капот и переработанное хвостовое оперение. Затем АНТ-5 поступил на вооружение как "И-4". С точки зрения производительности АНТ-5 "И-4" развивал максимальную скорость 231 км/ч, дальность полета - 840 км, а потолок обслуживания - 7000 м. Вес пустого самолета составлял 978 кг.

В 1934 году было построено в общей сложности 369 истребителей И-4, а последний из этой партии был снят с вооружения еще в 1933 году, хотя И-4 еще некоторое время служил в качестве учебной машины. Серия И-4 также была кратко опробована в качестве "истребителя-паразита" в экспериментах 1930-х годов (которые также включали стрельбу из 76-мм безоткатного орудия Курчевского с самолета).

Летно-технические характеристики И-4:

  • Экипаж: 1
  • Длина: 7,28 м
  • Размах крыла: 11,40 м
  • Высота:
  • Масса пустого: 978 кг
  • Нормальная взлётная масса: 1430 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 303 кг
  • Силовая установка: 1 × звездообразный однорядный М-22
  • Мощность двигателей: 1 × 480 л.с.
  • Лётные характеристики
  • Максимальная скорость у земли: 220 км/ч
  • Максимальная скорость на высоте 5000 м: 231 км/ч
  • Крейсерская скорость: 186 км/ч
  • Практическая дальность: 840 км
  • Продолжительность полёта: 2,3 ч
  • Практический потолок: 7000 м
  • Скороподъёмность: 555 м/мин
  • Время набора высоты: 5000 м за 14,6 мин
  • Стрелково-пушечное: 2 × 7,62 мм пулемёта ПВ-1 по 1000 патронов для каждого

Фотографии: