И-16 «истребитель шестнадцатый» — (ЦКБ-12) «Ишак» советский одномоторный истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный в Опытном конструкторском бюро советского авиаконструктора Николая Поликарпова. Один из первыq в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полёте шасси.
Истребитель И-16 Поликарпова показал себя довольно маленьким агрессором до и на протяжении всей Второй мировой войны. Первоначально cамолёт участвовал в боевых действиях во время Гражданской войны в Испании, но в дальнейшем он больше использовался во время советского вторжения в Финляндию и немецкого вторжения в Советский Союз. В конце концов, несмотря на превосходство более совершенных самолетов, истребитель продолжала оказывать поддержку вплоть до 1943 года.
И-16 очень походил на гоночный самолет с открытой кабиной, большим корпусом радиально-поршневого двигателя и короткой конструкцией фюзеляжа. Соедините скорость, присущую небольшому самолету с большим двигателем, с набором из 4 х 7,62-мм пулеметов, пушек или ракет, и вы получите достойный самолет-защитник и / или агрессор.
И-16 широко служил Советскому Союзу на протяжении всей войны, будь то в войне с Финляндией или при защите родины от Третьего рейха. Китай широко использовал этот тип в своей кампании против японской агрессии на Дальнем Востоке, и в конечном итоге самолёт принес очень хорошие плоды: общий объем производства составил чуть более 7000 единиц.
К 1943 году истребитель был признан слишком непрактичной, чтобы продолжать эксплуатироваться, учитывая, что самолет превосходил любой новый истребитель, разрабатываемый на его основе, и система была снята с передового советского вооружения. Существовали и другие варианты, включая пикирующий бомбардировщик-торпедоносец и тренажер с двойным управлением, а также усовершенствованные модели.
В конце концов, И-16 показал себя исключительным истребителем на какое-то время - по крайней мере, в первые годы войны - и отличался отличной управляемостью, маневренностью, связанной с небольшими размерами, и приличной огневой мощью в момент атаки.
Экипаж - 1 человек
Двигатель - М-25В
Мощность - 750 л.с.
Размах крыла - 9,0 м
Площадь крыльев – 14,54 кв. м
Масса пустого самолета – 1382 кг
Масса максимальная взлетная – 1715 кг
Масса полной нагрузки – 500 кг
Максимальная скорость на высоте / у земли - 440 / 389 км/ч
Практический потолок – 8270 м
Максимальная дальность – 800 км
Вооружение: 4x7,62-мм пулемета ШКАС; 6 НУРС РС-82
Максимальная бомбовая нагрузка - 200 кг.