Все
25

И-16  «истребитель шестнадцатый»  —  (ЦКБ-12) «Ишак» советский одномоторный истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный в Опытном конструкторском бюро советского авиаконструктора Николая Поликарпова. Один из первыq в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полёте шасси.

Истребитель И-16 Поликарпова показал себя довольно маленьким агрессором до и на протяжении всей Второй мировой войны. Первоначально cамолёт участвовал в боевых действиях во время Гражданской войны в Испании, но в дальнейшем он больше использовался во время советского вторжения в Финляндию и немецкого вторжения в Советский Союз. В конце концов, несмотря на превосходство более совершенных самолетов, истребитель продолжала оказывать поддержку вплоть до 1943 года.

И-16 очень походил на гоночный самолет с открытой кабиной, большим корпусом радиально-поршневого двигателя и короткой конструкцией фюзеляжа. Соедините скорость, присущую небольшому самолету с большим двигателем, с набором из 4 х 7,62-мм пулеметов, пушек или ракет, и вы получите достойный самолет-защитник и / или агрессор.

И-16 широко служил Советскому Союзу на протяжении всей войны, будь то в войне с Финляндией или при защите родины от Третьего рейха. Китай широко использовал этот тип в своей кампании против японской агрессии на Дальнем Востоке, и в конечном итоге самолёт принес  очень хорошие плоды: общий объем производства составил чуть более 7000 единиц.

К 1943 году истребитель был признан слишком непрактичной, чтобы продолжать эксплуатироваться, учитывая, что самолет превосходил любой новый истребитель, разрабатываемый на его основе, и система была снята с передового советского вооружения. Существовали и другие варианты, включая пикирующий бомбардировщик-торпедоносец и тренажер с двойным управлением, а также усовершенствованные модели.

В конце концов, И-16 показал себя исключительным истребителем на какое-то время - по крайней мере, в первые годы войны - и отличался отличной управляемостью, маневренностью, связанной с небольшими размерами, и приличной огневой мощью в момент атаки.

Технические характеристики истребителя И-16

  • Экипаж - 1 человек

  • Двигатель -  М-25В

  • Мощность - 750 л.с.        

  • Размах кры­ла - 9,0 м

  • Площадь крыльев – 14,54 кв. м

  • Масса пустого самолета – 1382 кг

  • Масса максимальная взлетная – 1715 кг

  • Масса полной нагрузки – 500 кг

  • Максимальная скорость на высоте / у земли - 440 / 389  км/ч

  • Практический потолок – 8270 м

  • Максимальная дальность – 800 км

  • Вооружение:  4x7,62-мм пулемета ШКАС; 6 НУРС РС-82

  • Максимальная бомбовая нагрузка  - 200 кг.

Модификации истребителя И-16

  • И-16 тип 4 — двигатель М-22 мощностью 480 л. с. Вооружение два пулемёта ПВ-1 калибра 7,62 мм в крыле. С 1935 года два пулемёта ШКАС. Выпускался весь 1935 год до весны 1936 года (около 400 машин).
  • И-16 тип 5  — двигатель М-25 мощностью 725 л. с. Внешние отличия от типа 4 — иное капотирование двигателя, на винте кок и храповик для запуска. С июля 1935 в серии. В 1936—1937 годах был самым массовым. Применялся в Испании.
  • И-16 тип 6 — по опыту боёв в Испании добавлен синхронный пулемёт под двигателем, маслорадиатор и бронеспинка. От фонаря отказались по требованию лётчиков, построен небольшой серией для Испании.
  • И-16 тип 10 — двигатель М-25В в 750 л. с., вооружение 4 ШКАСа из которых 2 синхронных над двигателем с 650 патронами на ствол. Взлётная масса выросла до 1700 кг. В этом типе применялись убираемые лыжи, прижимавшиеся почти вплотную к центроплану. 
  • И-16 тип 12 — модификация тип 5 с крыльевыми пушками ШВАК.
  • И-16 тип 15 (УТИ-4) — самая многочисленная серия невооружённого двухместного учебного самолёта, двигатель М-25А.
  • И-16 тип 17 — разновидность типа 10, на которой крыльевые ШКАСы заменены на пушки ШВАК 
  • И-16 тип 18 — модификация с двигателем М-62 с двухскоростным нагнетателем и винтом ВИШ-6А (2 положения шага). Видимое отличие — хвостовой костыль заменён на колесо. Тип строился в больших количествах. Улучшилась продольная устойчивость на виражах и петлях, самолёт стал менее чувствителен к перетягиванию ручки на посадке. Вооружение 4 ШКАС с 3100 патронами.
  • И-16 тип 20 — доработка тип 18 с возможностью подвески под крылом сбрасываемых топливных баков.
  • И-16 тип 24 — развитие тип 18. Конструкция кое-где усилена. Устанавливался М-62 и новый М-63. Внедрены 2 подвесных бака на 200 л (кроме основного на 254л) Винты: для М-62 — АВ-1, для М-63 — ВВ-1. Вооружение — 4 пулемёта ШКАС. До 6 РС-82 под крылом. До 500 кг бомб. Взлётная масса достигала 2050 кг.
  • И-16 тип 27 — развитие тип 17 заменой двигателя.
  • И-16 тип 28 — разновидность тип 24, на которой вместо крыльевых пулемётов пушки ШВАК.
  • И-16 тип 29 — как тип 24, вооружение 2 синхронных ШКАС и 1 БС калибра 12,7 мм.

Фотографии: