Все
13
Самолёт Ла-15 Fantail «веерохвостка» — советский реактивный истребитель. Создан ОКБ-301 под руководством С. А. Лавочкина. Первый полёт прототипа «174» выполнен в январе 1948 года. Выпущено 235 серийных машин, находившихся на вооружении ВВС и ПВО с 1949 по 1954 год.

   Серия прототипов реактивных истребителей Лавочкина предшествовала тактическому истребителю-перехватчику Ла-15 (в отчетах НАТО название "Fantail"). Ла -15 впервые взлетевшего 22 апреля 1948 года. Ла-15 поднялся в воздух 8 января 1948 года, до которого его серийная форма в конечном итоге служила наряду с конкурирующим и определенно более известным истребителем МиГ-15 Микояна-Гуревича, которых в конечном итоге было построено более 18 000. Для сравнения, Ла-15 имел ограниченный успех, было выпущено всего 235 самолетов, поскольку его мощность и характеристики оказались недостаточно впечатляющими для роли перехватчика. Таким образом, серия Ла-15 была окончательно прекращена к 1953 году.
Внешний вид Ла-15 мало чем отличался от конкурирующего МиГ-15
Носовая часть была срезана, чтобы обеспечить впуск для турбореактивного двигателя с воздушной подачей в центре фюзеляжа. Кабина пилота располагалась над воздуховодом с большим прозрачным козырьком, установленным над головой. Это обеспечило пилоту исключительный обзор всего его самолета, а козырек был дополнительно поднят над задней частью фюзеляжа, что добавило дополнительный угол обзора над более уязвимым задним углом. Большое вертикальное оперение устанавливало горизонтальные хвостовые оперения высоко в виде почти тройника. Шасси имело современную трехколесную конструкцию и было полностью убирающимся, чтобы сохранить аэродинамическую эффективность самолета на скорости.

Схема Ла-15.jpg



Выбранным двигателем стала центробежно-компрессорная турбореактивная силовая установка ТРД РД-500, обеспечивающая тягу 1 × 15,6 кН. Максимальная скорость достигала 1026 км/ч, а дальность полета - 1170 км. Эксплуатационный потолок самолета достигал 13 500 м, а скороподъемность составляла 31,7 м/с.
Вооружение сосредоточено вокруг 3 х 23-мм пушек НР-23, установленных под носом. В каждое ружье было заряжено по 100 патронов. В серии Ла-15 не было возможностей истребителя-бомбардировщика.

На практике пилотам нравились их Ла-15, но самолет не соответствовал требуемым характеристикам, и производство одной единицы оказалось сложным. Он был легче конкурирующего МиГ-15, но МиГ-15 превосходил самолет Лавочкина практически по всем показателям. Кроме того, в течение своей карьеры он перешел на ограниченную роль истребителя-бомбардировщика, оставив Ла-15 на страницах истории. Вариантов Ла-15 оказалось немного за время его службы и серийного выпуска. "Самолет 174" был первым прототипом и оснащен турбореактивным двигателем Rolls-Royce Derwent. Этот пример вышел из строя во время тестирования. "Самолет 174Д" послужил вторым прототипом и извлек выгоду из неудач первого. Соответственно, он был переработан в улучшенную форму. "Самолет 180" стал прототипом двухместного учебно-тренировочного самолета, в конечном итоге принятого на вооружение как "Ла-15УТИ".
Линейка истребителей Ла-15 не экспортировалась за пределы Советского Союза.

Лётно-технические характеристики Ла-15:

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 9,563 м
  • Длина фюзеляжа: 8,235 м
  • Размах крыла: 8,83 м
  • Высота: 3,8 м
  • Площадь крыла: 16,167 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 4,82
  • Коэффициент сужения крыла: 1,5
  • Угол стреловидности по линии 1/4 хорд: 37° 20'
  • Средняя аэродинамическая хорда: 1,862 м
  • Профиль крыла: ЦАГИ 10035М — корень крыла, ЦАГИ 12035М — середина, ЦАГИ П2-2М — законцовка
  • База шасси: 4,21 м
  • Колея шасси: 1,7 м
  • Масса пустого: 2575 кг
  • Масса снаряжённого: 2950 кг
  • Нормальная взлётная масса: 3850 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 900 кг
  • Объём топливных баков: 1060 л
  • Силовая установка: 1 × ТРД РД-500
  • Тяга: 1 × 15,6 кН (1590 кгс)
  • Лётные характеристики
  • Максимальная скорость у земли: 900 км/ч
  • Максимальная скорость на высоте: 1026 км/ч на 3000 м
  • Практическая дальность: 1170 км
  • Продолжительность полёта: 1 ч 59 мин
  • Практический потолок: 13 500 м
  • Скороподъёмность: 31,7 м/с
  • Время набора высоты 5000 м за 3,1 мин
  • Время набора высоты 10000 м за 9,0 мин
  • Нагрузка на крыло: 238 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,417
  • Длина разбега: 1270 м
  • Длина пробега: 1280 м
  • Вооружение стрелково-пушечное: 3 × 23 мм пушки НР-23 с 100 снарядами на ствол