Серия прототипов реактивных истребителей Лавочкина предшествовала тактическому истребителю-перехватчику Ла-15 (в отчетах НАТО название "Fantail"). Ла -15 впервые взлетевшего 22 апреля 1948 года. Ла-15 поднялся в воздух 8 января 1948 года, до которого его серийная форма в конечном итоге служила наряду с конкурирующим и определенно более известным истребителем МиГ-15 Микояна-Гуревича, которых в конечном итоге было построено более 18 000. Для сравнения, Ла-15 имел ограниченный успех, было выпущено всего 235 самолетов, поскольку его мощность и характеристики оказались недостаточно впечатляющими для роли перехватчика. Таким образом, серия Ла-15 была окончательно прекращена к 1953 году.
Внешний вид Ла-15 мало чем отличался от конкурирующего МиГ-15
Носовая часть была срезана, чтобы обеспечить впуск для турбореактивного двигателя с воздушной подачей в центре фюзеляжа. Кабина пилота располагалась над воздуховодом с большим прозрачным козырьком, установленным над головой. Это обеспечило пилоту исключительный обзор всего его самолета, а козырек был дополнительно поднят над задней частью фюзеляжа, что добавило дополнительный угол обзора над более уязвимым задним углом. Большое вертикальное оперение устанавливало горизонтальные хвостовые оперения высоко в виде почти тройника. Шасси имело современную трехколесную конструкцию и было полностью убирающимся, чтобы сохранить аэродинамическую эффективность самолета на скорости.
Выбранным двигателем стала центробежно-компрессорная турбореактивная силовая установка ТРД РД-500, обеспечивающая тягу 1 × 15,6 кН. Максимальная скорость достигала 1026 км/ч, а дальность полета - 1170 км. Эксплуатационный потолок самолета достигал 13 500 м, а скороподъемность составляла 31,7 м/с.
Вооружение сосредоточено вокруг 3 х 23-мм пушек НР-23, установленных под носом. В каждое ружье было заряжено по 100 патронов. В серии Ла-15 не было возможностей истребителя-бомбардировщика.
На практике пилотам нравились их Ла-15, но самолет не соответствовал требуемым характеристикам, и производство одной единицы оказалось сложным. Он был легче конкурирующего МиГ-15, но МиГ-15 превосходил самолет Лавочкина практически по всем показателям. Кроме того, в течение своей карьеры он перешел на ограниченную роль истребителя-бомбардировщика, оставив Ла-15 на страницах истории. Вариантов Ла-15 оказалось немного за время его службы и серийного выпуска. "Самолет 174" был первым прототипом и оснащен турбореактивным двигателем Rolls-Royce Derwent. Этот пример вышел из строя во время тестирования. "Самолет 174Д" послужил вторым прототипом и извлек выгоду из неудач первого. Соответственно, он был переработан в улучшенную форму. "Самолет 180" стал прототипом двухместного учебно-тренировочного самолета, в конечном итоге принятого на вооружение как "Ла-15УТИ".
Линейка истребителей Ла-15 не экспортировалась за пределы Советского Союза.