Ил-28 «Гончая» — советский фронтовой бомбардировщик, , носитель тактического ядерного оружия

Ил-28 «Гончая» — советский фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия

Разработка фронтового бомбардировщика Ил-28 началась в ОКБ-240 под руководством С.В.Ильюшина в 1947 году в инициативном порядке (постановление правительства появилось только 12 июня 1948 года). Ведущим инженером по самолёту был назначен В.Бугайский. Рабочие чертежи разрабатывал Г.В.Новожилов. В 1948 году был изготовлен прототип с 2 ТРД «Нин-1″. С целью удаления двигателей от земли было решено установить их в мотогондолах под крылом без пилонов (как это было на опытном бомбардировщике Ил-22). Прототип впервые поднялся в небо 8 июля 1948 года (лётчик-испытатель В.К.Коккинаки). 30 декабря 1948 года начались заводские испытания с двигателями РД-45Ф. В мае 1949 года самолёт обсуждался на совещании у И.В.Сталина. Ильюшину было предложено увеличить скорость самолёта путём установки более мощных двигателей ВК-1, что и было в срочном порядке сделано. 14 мая было принято решение о серийном производстве, которое началось в этом же году сразу на трёх заводах: №30 в Москве, №64 в Воронеже и №166 в Омске. Позже к ним присоединился завод №39 в Иркутске. 1 мая 1950 года в воздушном параде над Красной площадью участвовал целый полк Ил-28 (командовал полком Герой Советского Союза подполковник А.А.Анпилов).


Ил-28 представляет собой свободнонесущий высокоплан с прямым трапециевидным крылом и стреловидным однокилевым оперением. Крыло скомпановано из скоростных профилей СР-5с, разработанных в ЦАГИ. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, выполнен из дюралюмина Д-16Т. Силовая установка состоит из 2 ТРД ВК-1А конструкции В.Я.Климова. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Экипах размещается в герметизированных кабинах. Места экипажа бронированные. В аварийной ситуации кресла командира экипажа и штурмана катапультируются вверх, стрелок покидал самолёт через нижний люк. Управление самолётом бесбустерное, тросовое. Бомбы (обычные калибром 50-3000 кг и атомные) располагаются внутри фюзеляжа в бомбоотсеке под центропланом (бомбы сбрасывал штурман с помощью оптического прицела ОПБ-5, напрямую связанным с автопилотом). Оборонительное вооружение состоит из кормовой двухпушечной установки Ил-К6 с 2 пушками НР-23 (боекомплект 450 снарядов), ещё 2 пушки (по 100 снарядов) устанавливались неподвижно по бортам носовой части фюзеляжа. Для сокращения разбега (до 560 м) могли применяться твердотопливные ускорители ПСР-1500-15 тягой 1600 кгс. Для обеспечения возможности действовать в любых метеоусловиях самолёт оборудовался эффективной антиобледенительной системой (Ил-28 оказался единственным самолётом, который промозглым днём 9 марта 1953 года в условиях низкой облачности со снегом и дождём мог лететь над Красной площадью, отдавая последние почести Сталину).

В первую очередь новыми самолётами оснащались полки фронтовой авиации западных округов. С лета 1951 года Ил-28 стал поступать в авиацию ВМФ (позже переоборудованы в торпедоносцы). 42 самолёта в 60-е годы базировалось на Кубе (вполне могли нанести удар по территории США). Первое боевое применение Ил-28 относится к 1956 году (подавление вооружённого мятежа в Венгрии). Самолёт участвовал во многих локальных конфликтах: Суэцкий кризис (1956), восстание в Тибете (1959), гражданская война в Йемене (1962), шестидневная война (1967), гражданская война в Нигерии (1967-1970), война во Вьетнаме (с 1968), гражданская война в Лаосе и Индо-Пакистанский конфликт (1971), бои в Иракском курдистане (1974), война в Афганистане (1979-1989). 27 декабря 1968 года с бомбардировщика H-5 (китайский Ил-28) была сброшена первая китайская атомная бомба.

В начале 60-х годов под влиянием ракетно-ядерной доктрины и с благословения Н.С.Хрущёва началось массовое сокращение дальней и фронтовой бомбардировочной авиации. Тысячи исправных и боеспособных самолётов (400 только в авиации КТОФ) было порезано автогеном, разбито и раздавлено танками. Но уничтожить все Ил-28 так и не удалось. Когда в 70-е годы началось возрождение штурмовой авиации, сохранившиеся бомбардировщики Ил-28 силами ремонтных предприятий стали переоборудовать в штурмовики (существовало, по крайней мере, 2 полка, вооружённых Ил-28Ш). Много самолётов попало в лётные училища. Использовались Ил-28 и в качестве буксировщиков мишеней (звено или эскадрилья в каждом военном округе). Последние Ил-28 советских ВВС оставались в эксплуатации до второй половины 80-х годов.

Ил-28 был лучшим фронтовым реактивным бомбардировщиком первого поколения и входит в число самых удачных самолётов мира. Всего в СССР в 1949-1955 годах были изготовлены 6316 самолётов Ил-28 различных модификаций. По лицензии самолёт выпускался в Китае и ЧССР. Он поставлялся на экспорт во многие страны мира (в том числе и Китаем). До сих пор Ил-28 стоит на вооружении ВВС и ВМС Алжира, Афганистана, Болгарии, Вьетнама, Венгрии, Египта, Индонезии, Ирака, Йемена, Китая, КНДР, Марокко, Нигерии, Польши, Румынии, Сирии, Словакии, Сомали, Финляндии, Чехии.

Ил-28А: Носитель ядерного оружия. При проектировании Ил-28 не предполагалось, что в его арсенале будет атомная бомба. Однако нарастание противостояния между двумя общественно-политическими системами потребовало придания машине такой возможности. Решить задачу позволило быстрое совершенствование советского ядерного оружия, в результате чего появились боеприпасы с относительно небольшой массой. Доработка Ил-28 заключалась в оснащении бомбоотсека системой обогрева, установке на борту необходимого спецоборудования и светозащитных шторок в кабинах экипажа. В остальном конструкция самолета осталась без изменений.

Ил-28УИл-28У: Учебно-тренировочный вариант бомбардировщика. Его эскизный проект был утвержден Ильюшиным 14 октября 1949 г., а всего через пять месяцев, 18 марта 1950 г., В.К.Коккинаки поднял самолет в воздух. На Ил-28У кабина летчика-инструктора была организована на месте кабины штурмана. Летчики полка под командованием Героя Советского Союза подполковника А.А.Анпилова меньше чем за месяц на Ил-28У освоили самолеты и 1 мая 1950 года боевые Ил-28 впервые приняли участие в воздушном параде над Красной площадью в Москве. Сам же Ил-28У впервые «засветился» на праздновании Дня авиации в Тушино в 1951 году. Самолет был принят на вооружение советских ВВС и строился серийно на заводе №30 в Москве. Кодовое обозначение НАТО — Mascot (Талисман).

Ил-28 — первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик

Ил-28Р: Самолет-разведчик, предназначенный для выполнения тактической и оперативной воздушной разведки в интересах фронтов, флотов и воздушных армий. Первое испытание этого самолета выполнил В.К.Коккинаки 19 апреля 1950 г. Зводские испытания были закончены в конце июня 1950 г., и после успешного завершения государственных испытаний самолет был принят на вооружение ВВС. Его серийное производство сначала было развернуто на заводе №30 в Москве, но с 1953 г. их стал строить завод №39 в Иркутске, до этого выпускавший торпедоносцы Ту-14.

Оборудование дневного фотографирования состояло из трех аэрофотоаппаратов АФА-33 с фокусным расстоянием 100, 75, 20 см и одного АФА-РБ для маршрутной, плановой и перспективной съемок. Ночное фотографирование обеспечивалось двумя аэрофотоаппаратами НАФА-3с и комплектом осветительных бомб, в который могли входить ФОТАБ-100-60, ФОТАБ-50-35, САБ-100-55 и САБ-100-35. Аппаратура размещалась в бомбоотсеке в АКАФУ и специальном фотоотсеке в ХЧФ. Контейнеры аэрофотоаппаратов обогревались теплым воздухом, отбираемым из системы обогрева и наддува кабины экипажа.

В связи с возросшей до 22720 кг максимальной взлетной массой размер колес основных опор был увеличен. Вместо устанавливавшейся на серийных бомбардировщиках воздушной системы уборки и выпуска шасси на Ил-28Р применялась гидравлическая система, позволившая резко сократить время этой операции — до 8 с. Была предусмотрена система раскрутки колес основных опор в воздухе перед посадкой. Из двух носовых пушек была оставлена одна по левому борту. При выполнении полетов над морем в средней части фюзеляжа Ил-28Р могла размещаться спасательная лодка ЛАС-3, управление выбрасыванием которой осуществлялось из кабин пилота или кормового стрелка.

Дальнейшим развитием Ил-28Р стали самолеты радиотехнической разведки, на которых аэрофотоаппараты были заменены специальным радиооборудованием. Отличительной чертой этих машин являлись обтекатели антенн под центральной частью фюзеляжа.

Развитие средств радиолокационного обнаружения потребовало включения в боевые порядки бомбардировщиков самолетов РЭБ. На базе Ил-28 такие машины создавались путем установки в бомбоотсеке аппаратуры для рассеивания дипольных отражателей или постановки активных радиопомех. Доработка самолетов проводилась на ремзаводах.

Ил-28Т (Торпедоносец) схема

Ил-28Т: Торпедоносец. В 1950-51 гг. в ОКБ был спроектирован, построен и испытан опытный торпедоносец Ил-28Т. Его основное отличие от бомбардировщика заключалось в увеличении длины бомбоотсека с 4270 мм до 6430 мм, в котором теперь могли подвешивать серийные торпеды и мины: по одной торпеде типов 45-36АНУ, 45-36АВ, TAС, PAT; по одной мине типов «Серпей», АМД-1000 и др. Прицеливание при низком торпедометании осуществлялось с помощью прицела ПТН-45, нижняя часть которого выходила за контур фюзеляжа и закрывалась сферическим обтекателем. При незначительном переоборудовании Ил-28Т мог быть использован как бомбардировщик с бомбовой нагрузкой как у серийной машины. Увеличение длины бомбоотсека и размещение в фюзеляже спасательной лодки ЛАС-3 определили уменьшение емкости внутренних топливных баков, и для сохранения прежней дальности полета Ил-28Т оснастили ПТБ на законцовках крыла. Ил-28Т успешно прошел заводские и государственные испытания, но серийно не строился. Причина — слишком затянулась доводка торпеды 45-36МАН, которая была принята на вооружение только в 1956 г. под обозначением 45-56НТ. Кроме того, даже новые габариты бомбоотсека Ил-28Т не позволяли увеличить на нем количество торпед РАТ-52 на внутренней подвеске.

Ил-28 — советский реактивный фронтовой бомбардировщикИл-28Т (Торпедоносец)

Было принято решение оборудовать Ил-28 морской авиации наружными балочными держателями БД-4 по бортам фюзеляжа. С ними Ил-28 (также получивший индекс «Т») мог нести уже три торпеды РАТ-52: одну на внутренней подвеске и две снаружи. При использовании парогазовых торпед самолет мог нести две торпеды типа 45-56НТ на наружной подвеске. На наружных держателях можно было подвешивать мины АМД-500. Испытания самолета закончились только в 1955 г. Предполагалось переоборудовать в этот вариант некоторое количество Ил-28 морской авиации, но это не было сделано — торпедоносные варианты Ил-28 со второй половины 50-х гг. уже перестали удовлетворять требованиям флота, и в 1956 г. было принято решение о перевооружении минно-торпедной авиации на Ту-16.

Ил-28ПЛ: Когда служба Ил-28 в морской авиации близилась к закату, на Балтфлоте самолеты 769-го МТАП переоборудовали под противолодочную торпеду AT-1. Машины получили обозначение Ил-28ПЛ. Удачной переделку признать было нельзя, так как продолжительность полета самолета оказалась совершенно не достаточной для противолодочной борьбы. Предполагалось, что эти самолеты будут действовать по вызову. Рассматривалось предложение об аналогичной модернизации самолетов еще двух балтийских полков, однако этого не случилось.

Штурмовик Ил-28Ш

Ил-28Ш: Штурмовик. Сравнительно небольшая боевая нагрузка истребителей-бомбардировщиков того времени заставила военных специалистов обратиться к идее самолета-штурмовика на базе Ил-28. Было принято решение размещать оружие на пилонах под крылом даже в ущерб летным данным. Весной 1967 г., еще до знаменитой «шестидневной войны» на Ближнем Востоке, были составлены ТТТ к такому варианту Ил-28. В соответствии с ними модифицированный самолет должен был иметь в среднем такую же глубину боевых действий, как и Су-7, но превосходить его по количеству средств поражения в 2-3 раза.

Ил-28, оборудованный подкрыльевыми пилонами для подвески разнообразного вооружения, предназначался для действий с малых высот по скоплениям живой силы и техники противника, а также по одиночным малоразмерным целям типа ракетных установок, танков и т.д. Под крылом этого самолета устанавливали 12 пилонов (по 6 под каждой консолью), на которых могли подвешиваться: 12 блоков УБ-16-57, или 6 тяжелых НАР С-24, или подвесные пушечные гондолы, или кассетное оружие, а также авиабомбы.

Государственные испытания этого варианта, иногда обозначаемого как Ил-28Ш, были начаты осенью 1967 г. По оценке испытателей, самолет мог быть рекомендован для штурмовых действий с малых и предельно малых высот. Несмотря на сравнительно близкую установку пилонов с обеих сторон воздухозаборников двигателей, залповая стрельба 192-мя НАР С-5 или шестью С-24 на всех проверенных в испытаниях режимах полета на работу силовой установки влияния не оказывала. (Надо заметить, что пуск С-24 с МиГ-27 и Су-25 вызывал неустойчивость работы их двигателей с осевыми компрессорами вплоть до остановки, что в свое время ограничивало боевые возможности этих самолетов).

Достоинством самолета являлись хороший обзор из кабин членов экипажа и возможность боевой работы с грунтовых аэродромов. Скорость Ил-28Ш до высоты 200 м ограничивалась 660 км/ч, расход топлива в полете у земли увеличивался на 30-50%. Тактический радиус действия с нагрузкой из двенадцати УБ-16 составлял 295 км. Подготовка самолета к боевому вылету не превышала 4-х ч. Однако из-за недостаточной бронезащиты экипажа и жизненно важных систем, а также ввиду того, что штатные средства спасения не обеспечивали аварийного покидания машины на предельно малых высотах, было признано, что самолет не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к штурмовику. 

Ил-28ЛЛ: Летающая лаборатория. В 1952 г. при завершении создания РЛС «Сокол» (разрабатывалась в НИИ-17, главные конструкторы А.Б.Слепушкин и Г.М.Кунявский), предназначенной для перспективных двухместных истребителей-перехватчиков Як-120 (в серии Як-25, в дальнейшем был оснащен РЛС «Сокол», получившей обозначение РП-6) и Ла-200, возникла необходимость ее отработки на реальном самолете. Пока Ла-200 дорабатывался под размещение станции, превращаясь таким образом в Ла-200Б, С.А.Лавочкин предложил продолжить доводки «Сокола» в нормальной компоновке на машине среднего класса. Выбор пал на отвечавший всем требованиям Ил-28. Для размещения станции и оператора у самолета была отрезана носовая часть по кабину штурмана. Конструкцию носовой части пришлось усилить, т.к. на изрядном плече предстояло навесить станцию, весившую без малого полтонны.

На специально оборудованных «двадцать восьмых» проводили обширные исследования по отработке комплекса оборудования и снаряжения для первого полета человека в космос. В частности, на Ил-28У были проведены летные испытания и отработка катапультного устройства и системы спасения летчика-космонавта космического корабля «Восток».

Ил-28ЗА: Зондировщик атмосферы. Модификация Ил-28 для проведения метеорологических исследований в атмосфере.

Ил-28П- Почтовый

Ил-28П: Почтовый. В СССР часть Ил-28 была подготовлена для нужд ГВФ. На них демонтировалось вооружение и прицельное оборудование за исключением ПСБН. На Ил-28П проводилась подготовка летного, технического состава и обслуживающего персонала различных наземных служб для эксплуатации реактивных самолетов, а с конца 1954 г. экипажи Аэрофлота приступили к регулярной перевозке на этих машинах почты и грузов.

Ил-28С: Продолжая работы по совершенствованию Ил-28, в ОКБ разработали проект оснащения его новыми двигателями ВК-5 и стреловидным крылом. Однако проработки показали, что он не имеет решающих летно-тактических преимуществ перед серийным бомбардировщиком Ил-28, и эти работы были прекращены. Правильность такого решения подтверждалась летными испытаниями ряда опытных фронтовых бомбардировщиков со стреловидным крылом, которые также не смогли показать существенного преимущества в летно-технических данных перед Ил-28 (например, «82»).

Ил-28 — буксировщик мишеней: Специальное буксировочное устройство с лебедкой в бомбоотсеке и направляющая в виде штанги под кабиной кормового стрелка позволяли на тросе длиной от 5 до 2500 м буксировать специальные планеры-мишени типа ПМ-3Ж и 7БМ-2М, по которым тренировались в стрельбе как летчики пушечных истребителей, так и расчеты зенитных артиллерийских орудий. Продолжительность полета самолета-буксировщика с планером-мишенью составляла 2,5 ч. Одновременно под крылом этих машин могли подвешивать пикирующие мишени, которые снабжались дымовыми трассерами и спасательными парашютами.

Ил-28М: Беспилотная мишень. В 1955 г. ОКБ Лавочкина приступило к проектированию зенитной ракеты «400», которая должна была обеспечить ПВО крупных индустриальных центров. Для отработки прицельных систем ракеты было принято решение о создании на базе Ил-28 беспилотной летающей мишени. В 1955-56 гг. на самолете отработали систему, обеспечивающую беспилотное выполнение взлета, набора высоты, горизонтального полета, некоторых маневров в воздухе и посадки на заданном аэродроме. Впоследствии эти мишени широко использовались для подобного рода экспериментов.

Ил-28 на гусеничном шасси: С целью расширения эксплуатационных возможностей бомбардировщика Ил-28 для него было спроектировано, построено и испытано в движении по земле специальное гусеничное шасси. Оснащенный им обычный серийный самолет показал значительное улучшение проходимости на аэродромах с мягким, мокрым, покрытым водой, тающим снегом или грязью грунтом. Однако из-за сложности конструкции и большой массы такое шасси не нашло применения, а опытный самолет долгое время служил учебным пособием в одной из лабораторий МАИ.

Китайский Xian H-5

H-5. В 50-х гг. значительное количество Ил-28 было поставлено Китаю, в том числе и торпедоносцы, вооруженные торпедой РАТ-52. После ухудшения отношений между СССР и КНР на авиазаводе в Харбине был организован ремонт Ил-28, а также изготовление запасных частей для них. С 1964 г. там началось освоение серийного производства бомбардировщика, получившего в ВВС Китая обозначение H-5 (Харбин-5). Первая серийная машина поднялась в воздух в апреле 1967 г. В сентябре того же года был создан вариант H-5 — носитель тактического ядерного оружия. Первое его испытание со сбросом ядерной бомбы состоялось 27 декабря 1968 г. Было освоено серийное производство также учебной и фоторазведывательной (HZ-5) модификаций H-5. Китай был второй после СССР державой по численности парка Ил-28. Все варианты самолета состоят на вооружении КНР и в настоящее время. Китай активно экспортировал H-5 в другие страны.

Лётно-технические характеристики самолёта Ил-28

Двигатели ВК-1А
Взлётная тяга, кгс 2х2700
Габариты, м:размах крыла
длина
высота
21,45
17,65
6,7
Площадь крыла, м2 60,8
Масса, т:пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
12,89
18,4
23,2
Запас топлива, л 7908
Масса бомбовой нагрузки, т 3000
Скорость, км/ч:максимальная у земли
максимальная на высоте 45000 м
крейсерская
786
906
700
Скороподъёмность, м/с 15
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км 2400
Практический потолок, м 12500
Длина разбега, мпробега, м 875-965
920
Экипаж, чел. 3
Пушечное вооружение 4хНР-23


© 2019 "RUSSAVIA.SU | Все права защищены