«Каспийский монстр» — экспериментальный экраноплан

«Каспийский монстр» — экспериментальный экраноплан
16 Декабря 2015

В начале 1960-х гг. была принята государственная программа по экранопланам, предусматривающая создание ряда новых пилотируемых самоходных моделей экранопланов, а также разработку проектов боевых экранопланов для ВМФ и других родов войск с созданием полноразмерного экспериментального экраноплана.

В 1964-1965 гг. в ЦКБ по СПК осуществлялось проектирование и создание уникального, самого большого в мире летательного аппарата — экраноплана «КМ»- корабль-макет, получившего у зарубежных спецслужб названия: «Каспийский монстр», «Каспийское чудовище». Главным конструктором этого экраноплана был Р.Е. Алексеев, ведущим конструктором — В.П. Ефимов.

Экраноплан имел размах крыла 37,6 м; длину — 92 м, высоту — 22 м, максимальную взлетную массу — 544 000 кг. До появления самолета Ан-225 «Мрия» это был самый тяжелый летательный аппарат в мире.



Со скоростью 500 км/ч этот экраноплан «толкали» 10 реактивных двигателей ВД-7 тягой по 13 тонн каждый, восемь в передней части корпуса на специальных пилонах симметрично (по четыре с каждой стороны) и два маршевых двигателя на хвостовом оперении. В начале работ рассматривался вариант с размещением маршевых двигателей в носовой части, но в последствии от этой идееи отказались.

«КМ» — уникальный экраноплан — был завершающим в числе 10 экспериментальных машин различной массы, результаты испытаний которых позволили создать теорию и методологию проектирования и строительства практических образцов экранопланов.



В 1966 г. КМ вышел на испытания, которые проводились на специально созданной испытательно-сдаточной станции на Каспийском море в районе г. Каспийска (Дагестан). В первом испытательном полете экраноплан КМ пилотировали В.Ф. Логинов и Р.Е. Алексеев. В том первом полете на экраноплане еще не установили радио- и другое оборудование, но это не помешало Алексееву и экипажу в течении 50 минут совершить полет на выстое четырех метров над каспийским волнами. Дальнейшие испытания проводили ведущие летчики-испытатели Д.Т. Гарбузов и В.Ф. Трошин.

В конце 1980 году при испытаниях в сложных метеоусловиях экспериментальный аппарат потерпел катастрофу и сгорел. Поскольку создавали его как машину опытную, для отработки приципиальной схемы новых летательных аппаратов, то восстанавливать разрушенный экраноплан не стали.

Летно-технические характеристики Каспийского монстра

Модификация   КМ-1
Размах крыла, м   37.60
Размах хвостового оперения, м   37.00
Длина, м   92.00
Высота, м   21.80
Площадь крыла,м2   662.50
Масса, кг
  пустого самолета   240000
  максимальная взлетная   544000
Тип двигателя   10 ТРД ВД-7
Тяга, кгс   10 х 13000
Максимальная скорость, км/ч   500
Крейсерская скорость, км/ч   430
Практическая дальность, км   1500
Высота полета на экране, м   4-14
Мореходность, баллов   3

© 2019 "RUSSAVIA.SU | Все права защищены