Ил-18 — пассажирский самолёт для авиалиний дальней протяжённости 2-го класса, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров.
1950-е и 1960-е годы были огромным периодом роста и продвижения пассажирских рейсов. Окончание 2-й мировой войны в 1945 году позволило использовать совершенно новые технологии в невоенных кругах, в том числе турбореактивные и турбовинтовые двигатели. Компания "Ильюшин", легендарный производитель больших самолетов Советского Союза, представила в этом периоде один из своих самых известных самолётов Ил-18.
В середине 1950-х годов советский пассажирский перевозчик "Аэрофлот", основанный в 1923 году, опубликовал новое требование, предусматривающее наличие бюджетного авиалайнера вместимостью от 75 до 100 мест для своих различных маршрутов. Эта работа началась с Ил-18 имени Ильюшина, который получил кодовое название НАТО "Лысуха". Самолет послужил значительную службу как в гражданской, так и в военной промышленности и многое сделал для развития советских авиаперевозок в 1960-х и 1970-х годах. Самолёт также выполнял далеко не только свою предназначенную для перевозки пассажиров роль, также применялся для морского патрулирования, воздушного командного пункта и для электронной разведки. Произведено 678 самолетов и продолжалось с 1957 по 1985 год на Московском машиностроительном заводе № 30.
В соответствии с новой директивой по самолетам также разрабатывались совершенно новые турбовинтовые двигатели. Это выпало на долю Кузнецова и Ивченко, в то время как Ильюшин и Антонов должны были сосредоточиться на конструкции Самолёта. Выбранным двигателем в конечном итоге должна была стать серия "Кузнецов НК-4".
Прототип конструкции Ильюшина был представлен в июне 1957 года, и испытания продолжались в течение всего лета, а первый полет был зафиксирован 4 июля 1957 года. Ил-18 был выбран для замены устаревшей линейки самолетов Ил-14 на производственных линиях Ильюшина, и первоначальная форма стала известна как "Ил-18А", предлагающая 89 посадочных мест. Двигатели, тогда еще серии К4, оказались настолько ненадежными, что был сделан переход на конкурирующий Ивченко АИ-20 после того, как только двадцать самолетов были укомплектованы оригинальным двигателем. Изменение силовой установки затем привело к обозначению "Ил-18Б", и прототип этой формы впервые поднялся в воздух 30 сентября 1958 года и стал первой крупной маркой серии. Затем последовал Ил-18 "Комби", который объединил пассажирские и грузовые функции в одном подходящем планере.
Ил-18Д оснащался более мощными двигателями АИ-20М (4250 лошадиных сил) и увеличенным количеством посадочных мест до 122, а также дополнительным внутренним топливным баком для увеличения дальности полета. На основе этой марки также родилась коммуникационная модель, и три из них были изготовлены по стандарту для российского правительства. Ил-18Д "Помор" был одноразовой моделью Ил-18Д для использования в рыбной промышленности. "Салон" Ил-18Д был VIP-транспортной версией линейки Ил-18Д.
Экипаж Ил-18Д состоял из девяти человек и мог перевозить до 120 пассажиров. Его длина составляла 35,9 метра, размах крыльев - 37,4 метра, а высота - 10 метров. Вес пустого был указан в 35 000 килограммов при запасе в 64 000 кг. Максимальная скорость составляла 675 км/ч, а крейсерская - около 625 км/ч. Дальность действия составила 6500 километров, а потолок обслуживания - 11 800 метров.
Пара самолетов Ил-18Д послужила основой для модели рыболовецкой промышленности Ил-18 ДОРР. Ил-18 Е был создан на базе Ил-18 И, но ему не хватало увеличенного запаса топлива и, следовательно, уменьшалась его дальность полета. "Салон" Ил-18Е был его VIP-моделью. Ил-18Гр был укомплектован в виде переоборудованного грузового самолета.