Клиент:
ОКБ БериеваИюнь 1956
Летающая лодка Бериева Бе-10 была разработана для использования советской морской авиацией в качестве патрульного бомбардировщика в годы холодной войны. Он следовал основным критериям летающей лодки, реализовав самолет с высокорасположенным крылом и корпус, похожий на лодку, соединенный с фюзеляжем самолета. Это позволяло самолету взлетать и садиться с водных источников и выполнять необходимые для военно-морской службы надводные задачи. Колесную ходовую часть можно было использовать для традиционной посадки и взлета с взлетно-посадочной полосы. Конструкция отличалась от классических летающих лодок тем, что в ней использовался турбореактивный двигатель.
В завершенном виде Бе-10 имел стандартный боевой экипаж из четырех человек. Длина самолёта составляла 33,1 м, размах крыла — 22,3 м, а высота — 11,03 м. Носовая часть была застеклена для наблюдения за встречной местностью, а на концах крыла были установлены понтонные поплавки для предотвращения опрокидывания во время течения или волнения на море. Вес пустого самолета составлял 24 100 кг, а максимальный взлетный вес приближался к 48 500 кг. Один вертикальный хвостовой стабилизатор составлял хвостовое оперение вместе с парой наклоненных вверх горизонтальных оперений. Силовая установка обеспечивалась двумя турбореактивными двигателями Люлька АЛ-7ПБ, каждый из которых давал 7500 кгс тяги и устанавливался в основании крыльев, их гондолы находились под каждым крылом. Максимальная скорость составляла 880 км/ч при дальности полета до 4810 км и практическом потолке 12500 м. Местная оборона осуществлялась за счет четырёх 23-мм пушек НС-23. Можно было нести до 3300 кг запасов в виде торпед, мин и обычных сбрасываемых бомб.
На оперативной службе они были хорошими самолётами с большой тактической гибкостью. Однако их управление требовало большого внимания и опытных рук из-за сложных летных характеристик. Действительно, несколько аварий были результатом схемы управления самолетом, которая запятнала в остальном солидный рекорд производительности. Кончине линии также способствовала ранняя усталость металла, в первую очередь из-за жестких посадок, необходимых для самолета. Бе-10 был выведен из эксплуатации уже в 1968 году, на смену ему пришли новые, улучшенные
Бериев Бе-12
Был выпущен только один основной стандартный вариант, получивший обозначение просто «Бе-10». Появилось несколько предложенных форм, которые все сошли на нет: Бе-10Н должен был стать носителем крылатых ракет, а Бе-10С - противолодочной платформой. Бе-10У предназначался как целеуказатель и был оснащен РЛС, а Бе-10Т должен был выполнять роль учебно-тренировочного. Высокопроизводительная версия М-10 («40 желтых») была специально модифицирована для рекордных попыток и выполнена в единственном экземпляре. Затем было установлено около двенадцати мировых рекордов полезной нагрузки, скорости и высоты для самолетов этой классификации.
Технические характеристики самолёта Бе-10:
Летающая лодка Бериева Бе-10 |
|
Размах крыла, м |
22.3 |
Длина самолета, м | 33.1 |
Высота самолета, м | 11.03 |
Угол стреловидности крыла, град | 35 |
Масса | |
пустого самолета, кг | 24100 |
нормальная взлетная, кг | 45000 |
максимальная взлетная, кг | 48500 |
Тип двигателя | 2 ТРД Люльки АЛ-7ПБ |
Тяга, кгс. | 2 х 7500 |
Максимальная скорость, км/ч | 880 |
Крейсерская скорость, км/ч | 800 |
Перегоночная дальность, км | 4810 |
Практическая дальность, км | 2960 |
Практический потолок, м | 12500 |
Экипаж, чел | 3 |
Вооружение: | четыре 23-мм пушки НС-23; Боевая нагрузка – до 3300 кг в отсеке боевой нагрузки: торпеды, бомбы |